Мама, возьми на ручкиСначала в роддоме, а потом и дома, где ожидает толпа счастливых родственников, новоиспеченная мама получает огромное количество ценных советов-указаний:
«Да что ты его на руки хватаешь? Он же совсем ручным станет!»;
«На шею сядет! Пусть покричит»;
«Оставь ребенка в покое, он легкие разрабатывает»;
«Ну поорет немного, все орут и ничего!»

Вот так и случается, что мама, обуреваемая сильнейшим внутренним желанием подбежать к своему дитя, взять его на руки, нежно прижать к себе и успокоить, сникает под напором настойчивых рекомендаций более «опытных» мам, теть и бабушек. Почему возникают такие ситуации? Ведь все желают добра и здоровья новому члену семьи и самой маме.

Долгое время в нашей стране родительство не воспринималось как какое-то серьезное, требующее пристального внимания, определенных навыков и знаний занятие. Система образования предлагала ясли с 1,5 месяцев, а затем и детский сад и школу. С родителей как бы снималась ответственность за внутренний мир ребенка, его переживания, настроения, мысли и чувства, а чаще родители просто об этом не задумывались – одет, обут, накормлен, а мне на работу надо бежать. Государство поощряло самоотверженно трудящегося у станка, в поле, на заводе, а понятия родительский труд просто не существовало. В социуме культивировался образ «воспитанного ребенка», хотя эпитет «удобный» звучит в данном контексте гораздо уместнее: ест по часам, спит по режиму, после определенного количества «тренировок» перестает донимать плачем стирающую пеленки мать. С таким ребенком и в саду потом никаких проблем не будет – сидит себе на стульчике смирно, ручки на коленки сложил, или машинку в уголке катает, по группе не носится, не кричит страшным голосом. А если кто кричит и ведет себя плохо, так можно все на дурную наследственность свалить, для таких и методы воспитания соответственные будут.
Положение о том, что физический и эмоциональный контакт жизненноважен для новорожденного, что любое соприкосновение младенца с внешним миром опосредовано значимым для ребенка взрослым окружением, прежде всего матерью, в науке было обозначено Л.С. Выготским, за пределы науки, в жизнь, ему выйти не удалось.

na-ru4kiНапротив, в зарубежной психологии развитию ребенка уделялось огромное значение. Одним из первых о важности раннего опыта заговорил З. Фрейд. За ним Э.Эриксон и Д.Винникотт, Дж.Боулби и М.Айнсворт – вот только некоторые из ученых, внесших вклад в развитие этого научного направления.

Эриксон выделял 8 стадий развития, на первой стадии которого формируются такие качества, как базовое доверие или базовое недоверие. Ключевым элементом базового доверия является чувство защищенности, которое ребенок приобретает во взаимодействии с восприимчивой, внимательной матерью.
В работах Дж.Боулби и М.Айнсворт ключевыми являются такие понятия как эмоциональная связь, привязанность. Родители, умеющие чувствовать ребенка, настроены на его сигналы и соответствующим образом на них реагируют. Они улыбаются в ответ на улыбку ребенка, разговаривают с ним, когда он произносит звуки, берут его на руки, когда он плачет. Наличие фигуры привязанности в лице матери и ее чувствительности к сигналам младенца создают безопасную основу для последующего исследовательского поведения ребенка.

Мысль о том, что отсутствие материнской любви и ласки в раннем детстве негативно сказывается на личностном развитии ребенка, нарушая его умственное, физическое и эмоциональное развитие, констатировало все больше ученых.

Действительно, младенец, проводящий большую часть времени в своей кроватке и общающийся с мамой в течение 15-20 минут во время режимного кормления и различных гигиенических процедур, не получает достаточного стимула, необходимого для поднятия общего эмоционального тонуса, который, в свою очередь, активизирует все психические процессы. Страдает познавательная активность ребенка: без присутствия мамы развитие познавательных действий — зрительных, слуховых, мануальных,- практически невозможно. Кроме того, ограничен доступ к освоению сферы человеческих взаимоотношений. А для формирования привязанности, или, другими словами, аффективно-личностных связей, просто необходимо эмоционально-окрашенное общение, мамины глаза, улыбка, ее ласковые руки. Аффективно-личностные связи – одно из важнейших новообразований раннего возраста. Благодаря ему, у ребенка закладывается активная позиция по отношению к внешнему миру, формируется общее чувство безопасности и эмоционального комфорта.

Каким же образом ранний опыт и качество привязанности ребенка могут повлиять на его дальнейшую жизнь? Чтобы ответить на этот вопрос, проводились десятки научных исследований. Все они показали, что дети, имеющий положительный ранний опыт в младенчестве, в старшем возрасте более общительны, доброжелательны в поведении со своими друзьями, братьями и сестрами, менее зависимы от учителей, проявляют меньше агрессии и разрушительного поведения, более эмпатичны и эмоционально зрелы в школе и дома. В подростковом возрасте эти дети имеют больше близких друзей, чаще становятся лидерами и отличаются более высокой самооценкой.

Чтобы Ваше общение с малышом доставляло радость вам обоим и было качественным,
• Не позволяйте ему плакать в одиночестве;
• Улыбайтесь и отвечайте на улыбку;
• Смотрите в глаза друг другу;
• Разговаривайте с малышом;
• Помните, контакт «кожа к коже» необходим вашему маленькому человечку;
• Носите на руках, носите в слинге;

По крайней мере странно подозревать пятимесячного малыша в злом умысле – замучить родителей плачем, или требовать от двухмесячного грудничка засыпать одному, дав ему проплакаться. Конечно, гипотетически он на это способен, но тогда почему он зовет вас единственным доступным ему способом – плачем? Почему так нуждается в теплых маминых руках? Не бойтесь приучить к рукам. Наслаждайтесь тесным контактом и ни с чем не сравнимой близостью. Ловя на детской площадке своего непоседливого двухлетку, вы с нежностью будете вспоминать время вашего безмятежного единения.

• Нидерландское исследование Димфны Ван ден Бум (van den Boom, 1994);
• Эверетт Уотерс и коллеги (Waters et al, 1995);
• Сarlson and Sroufe, 1995;
• Levt and Fagot,1995
• Алан Шрауф и коллеги (Sroufe et al, 1993; Urban et al 1991; Weinfield et al 1997; и т.д.

Список литературы:

1.Би Х. Развитие ребенка — 9-е изд.- СПб.:Питер, 2004.
2.Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей – 2-е изд. — Академический проект, 2006
3.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии — Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997.
4.Крайг Г. Психология развития. — 9-е изд.- СПб.:Питер, 2006.

Рената Мигалчан, психолог, Комсомольск-на-Амуре

Оригинал статьи на сайте http://www.soznatelno.ru/